Постапокалипсис, Издрик и похороны Ленина. 11 неожиданных фактов об опере Чернобыльдорф

31 октября и 1 ноября в Мистецьком Арсенале состоится премьера археологической оперы Чернобыльдорф (Chornobyldorf), созданной композиторами Романом Григоривым и Ильей Разумейко.Опера Чернобыльдорф, название которой происходит от Цвентендорфской и Чернобыльской атомных станций – это многоуровневый культурологический проект, сочетающий живую оперу (Archaeological opera), виртуальную реальность (Real virtuality opera), антропологический музей и Институт исследования Чернобыльдорфской культуры, который работал в октябре на втором этаже Мистецького Арсенала.В процессе исследования и конструирования культурного постапокалипсиса авторы проекта осуществили ряд видео-археологических экспедиций в особые постиндустриальные зоны: Чернобыльскую зону отчуждения, побережье Каховского моря (напротив Энергодарской АЭС) и Криворожский железорудный бассейн. В экспедициях были собраны артефакты Чернобыльдорфского Антропологического музея, а также записаны видео-новеллы, которые стали составляющей частью оперы.Кроме самих авторов оперы Григорива и Разумейко, которые также будут задействованы как перформеры, в ней примут участие солисты формации Nova Opera, легендарный украинский поэт Юрий Издрик, австрийская актриса Анн Беннент, хореограф Кристина Слободянюк и танцовщица Мария Потапенко.Вот 11 неожиданных фактов об опере Чернобыльдорф, премьеру которой можно будет посмотреть в Мистецьком арсенале.Чернобыльдорф своим названием говорит о единении двух топонимов, ставшими полюсами одной истории. В этих городах почти одновременно были построены атомные электростанции. Если работа ЧАЭС завершилась катастрофой, то Цвентендорфскую атомную станцию вообще не запустили из-за протестов населения.В конце концов оба места стали бетонными символами атомной истории.Чернобыльдорф – это отдельный мир, в котором переплетены реальность и образ того, как эту реальность смогут для себя объяснить и реконструировать те, кто придет после нас. Сначала инициаторы проекта собрали артефакты в Музей антропологии Чернобыльдорфа. Здесь публикуется история новой цивилизации в трех этапах: CODEX, URTEXT, OBJECTS. «Найдены» уникальные манускрипты, свидетельствующие о музыкальной системе нового времени; иконы, напоминающие позолоченные платы, карты городов и сел, которые воспроизводят объекты инфраструктуры. Все экспонаты датированы XX-XXV вв, когда, по мнению авторов, может наступить постатомная, постапокалиптическая эпоха.Впервые в жанре современной оперы участвуют фольклористка Сусанна Карпенко и уникальный носитель чернобыльской традиции пения Алексей Заяц. С ними будут петь вокалисты формации Nova Opera Анна Кирш, Марьяна Головко, Руслан Кирш, Андрей Кошман и актриса и певица Маша Штирбулова.Поэт Юрий Издрик уже не первый раз сотрудничает с композиторами Романом Григоривым и Ильей Разумейко. Совместно с новооперовцами он запомнился в операх Wozzek и Aerophonia. Теперь он вспомнит или, наоборот, полностью забудет свое прошлое ликвидатора. Да, в опере он – один из тех, кто строил саркофаг.В опере участвует известная европейская актриса Анна Беннент. Карантин наложил свой отпечаток на постановку: ее мы увидим только на экране. Аватар Эвридики заговорит с нами на древнем языке.В постановке задействован уникальный инструмент австрийского изобретателя Винфрида Ритчи – алгоритмическое фортепиано (Rhea-player).Впервые этот инструмент был представлен на Венецианской биеннале в 2004 году. Инструмент, а таких в мире всего семь, попал к нам благодаря Австрийскому культурному форуму и министерству культуры Австрии.В то же время мультиинструменталист Игорь Завгородний сыграет на старинных и новейших инструментах: цымбалах, гуслях, дудуке, флейте, зурне и морин хууре – двухструнном монгольском инструменте.Также на сцену возвращается струномобиль, который был задействован в опере Вавилон.Специально для проекта создается постапокалиптическая ударная установка.Именно так назвал стиль созданных для оперы костюмов Юрий Издрык. Художница Катя Маркуш для создания образов собирала куски дерева, металл, пластик, лен и полиэтилен. В ход шли даже части музыкальных инструментов, в том числе в таком на сцену выйдет Орфей-Издрык.Много времени ушло на создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны из металла и микросхемных плат.На каркасных рукавах чернобыльдорфской рубашки можно увидеть странную вышивку из цветных проводов, или же декор из микросхемных плат. Ожерелье, медальоны, серьги – тоже из проводов и позолоченных плат.Головной убор чернобыльдорфской женщины изготовлен из фортепианных клавиш. Это именно те, которые уцелели в опере GAZ, где исполнители, изображая конец системы/мира, разбивают фортепиано.В опере звучит одна из древнейших аутентичных песен времен Киевской Руси. Под нее наши древние предки водили хороводы. Осталось пофантазировать – как ее восстановят наши наследники.Наконец композиторы оперы Роман Григорьев и Илья Разумейко осуществят мечту миллионов – похоронят вождя пролетариата. Голову Ленина, одолженную у Вышетарасовского Дома культуры, похоронят со всеми почестями, проведя через церемонию Сатурналий.Уже через два года оперу Chornobyldorf покажут в Вене, и еще через два года – в Венеции.

Это также будет Вам интересно:

Источник

iMag.one - Самые важные новости достойные вашего внимания из более чем 300 изданий!