Евгений Шурыгин: «Ислам не агрессивен – есть агрессивные представители»

– Где и в какое время возникает Ислам?
 
– Ислам появился на Аравийском полуострове, в регионе под названием Хиджаз. Этот регион в те времена являлся своего рода оазисом Аравийской культуры. Через Мекку — центральный город Хиджаза — проходили многие торговые пути. В отличие от юга и севера Аравии, где уже были распространены христианство и иудаизм, Мекка в те времена оставалась преимущественно языческим городом. В культурном плане она, с одной стороны, сильно отличалась от юга и севера, с другой — заимствовала определенные культурные черты.
 
Власть над Меккой была сосредоточена в руках рода Курайш. Представители этого рода контролировали большую часть жизни Хиджаза. Но, как это часто бывает при такой монополии власти, внутри города росло недовольство.
 
По некоторым представлениям, в этой атмосфере в Мекке в 570 году рождается будущий пророк — Мухаммад. Сразу стоит оговориться, что многие даты из жизни Пророка являются приблизительными. 570 год в мусульманской историографии нередко называется «Годом слона». Именно в этом году из южных земель Аравии в Мекку, под предводительством победоносного полководца Абрахи, направляется огромное эфиопское войско, в состав которого входит несколько боевых слонов. Согласно преданию, Аллах защитил город от нашествия, послав птиц, которые сбрасывали на неприятеля камни. Эти легендарные события нашли отражение в одной из сур Корана под названием «Слон».
 
Научный сотрудник Государственного Музея истории религии Евгений Шурыгин / @Виталий Вязовский

Научный сотрудник Государственного Музея истории религии Евгений Шурыгин / @Виталий Вязовский

 
Мухаммад хоть и принадлежит к правящему роду Курайш, но появляется на свет в довольно сложной обстановке. У него рано умирают отец и мать, он остается на попечении сначала дедушки, потом дяди. В 25 лет он встречает состоятельную вдову — Хадиджу, которая становится его первой женой. Она привлекает его к своему делу и делает его своим торговым представителем. В результате чего он много путешествует по Аравии и даже за ее пределами. Прозрение снисходит на Мухаммада уже в зрелом возрасте. В течение нескольких лет Мухаммад слышит божественные откровения, которыми он начинает делиться со своими друзьями и близкими. Его проповеди настолько красноречивы и искренни, что к нему начинают прислушиваться и присоединяться.
 
В Мекке, где сферы влияния давно распределены, начинают появляться первые зачатки религиозной «оппозиции» — слушатели Мухаммада. В основном это городская молодежь, в том числе и дети из богатых семей, которые воспринимают его речи, как глоток свежего воздуха. Постепенно власти Хиджаза начинают понимать, что рядом с ними зреет сила, которую они не могут контролировать. Они начинают преследовать как слушателей Мухаммада, так и его самого. Им приходится покинуть Мекку, потому что они могли подвергнуться такому давлению, которое на корню бы пресекло новое религиозное течение, не дав ему развиться. Мухаммад послал своих сподвижников в Эфиопию, где их принял аксумский царь. Согласно преданию, на его вопрос о том, какому богу они поклоняются, они ответили: «Мы веруем в единого бога». Эфиопия же в то время была христианской, монотеистической страной, поэтому негус принял решение не выдавать мусульман послам курайшитов. Впоследствии большая часть переселенцев, переждав некоторое время, вернулась обратно.
 
Но давление рода Курайш все-таки не ослабевало, поэтому Мухаммад решает уехать туда, где их влияние (курайшитов) было заметно меньше — в город Ясриб. Сегодня он известен нам под названием Медина, что в переводе означает «город пророка». Отъезд Мухаммада в Ясриб получил в исламе название хиджра — отправная точка в истории мусульман. Наш календарь отсчитывается от рождества Христова, у мусульман есть свой календарь, который отсчитывается по хиджре — с 623 года.
 
– Каково отношение мусульман к христианам?
 
– Ислам относится к авраамическим религиям, к которым принадлежат, в том числе иудаизм и христианство. Противоположностью праведной веры мусульмане считают язычество. Иное отношение у мусульман к иудеям и христианам, которых они называют ахль аль-Китаб — Людьми Писания. Долгое время представители авраамических религиозных течений считались мусульманами заблудшими братьями, которые, несмотря на очевидную разницу, все же в целом находятся на правильном пути. Поэтому к христианам у мусульман, в первые десятилетия, было особое отношение, как к почти единоверцам.
 
– Все-таки ислам — это агрессивная религия или нет?
 
– Нельзя назвать религию агрессивной — есть агрессивные представители. Даже если не быть толерантным и говорить максимально прямо, то в этой связи можно вспомнить крестовые походы, инквизицию. Примеры агрессивного проявления можно найти и в истории других религий, в том числе в тех, которые сегодня считаются мирными. Просто своему времени соответствует какая-то модель поведения религиозных представителей. В одно время политику халифов можно было назвать мирной, в другое — довольно агрессивной. В одних регионах ее приняли сразу и охотно, в других имела место длительная экспансия. То есть это зависит от времени и от определенных исторических процессов. Сейчас ислам вновь поднимается, а вот в первой половине XX века он оставался в довольно ограниченных рамках. Центральное место в вашем вопросе занимает не религия, а политика. Их ни в коем случае нельзя смешивать между собой, иначе это приводит к печальным последствиям — неверной трактовке религиозных проблем, и смешению духовного с политическим. Но в самом исламе как религии, нет каких-либо положений, которые делали бы ее агрессивной.
 
Медийный образ ислама, который связывает его с террористами и джихадом — это удобная картинка для того, чтобы оправдывать действия, которые совершаются на международной политической арене.
 
– Как же на самом деле обстоит дело с отношением к женщине в исламе?
 
– Опять же, здесь все по большей части зависит не столько от самой религии, сколько от времени и традиции того или иного региона. Если мы говорим об Аравии, то это одно, если о Татарстане — другое, о Средней Азии — третье. Это не вопрос религии, это вопрос культуры, в рамках которой эта религия распространена. Например, если мы сравним христиан-амишей в США, у которых на женщину накладывается довольно большое количество ограничений, с положением женщины, скажем, в Тунисе, то увидим, что в Тунисе женщина ограничена религиозными предписаниями в гораздо меньшей степени.
 
Женщина-мусульманка / @Joker 74

Женщина-мусульманка / @Joker 74

 
– В чем заключается основной посыл ислама для верующих?
 
– Вера в единственного Бога, Аллаха, и его посланника, последнего из пророков — Мухаммада. Ислам в переводе с арабского языка означает покорность, своеобразное воспитание характера. Жизнь правоверного мусульманина регламентируется большим количеством правил. Молитвы по пять раз в день, многочисленные пищевые запреты, воздержание от спиртного. Служение Аллаху — это колоссальный труд, требующий постоянного самосовершенствования, поэтому у этой религии большой потенциал.
 
Сейчас многие молодые люди, в частности, у нас в Петербурге, обращаются в ислам. При этом не стоит думать, что современное исламское общество представляет собой группу ретроградов, которым чужды современные культурные и технические веяния. В Англии и Франции, например, появляются так называемые мипстеры — своеобразная «смесь» мусульман и хипстеров, результат смешения традиционной мусульманской культуры и современных городских субкультур. А если говорить в общем, то современные мусульмане вполне интегрированы в городское сообщество, активно продвигают свою культуру в социальных сетях.
 
– Как создавался Коран?
 
– Центральной книгой ислама считается Коран. Удивительно, но во времена Мухаммада, Корана, как рукописной книги, еще не существовало. Часть слов Мухаммада записывались, часть — запоминались наизусть, но книги как таковой долгое время не было в принципе. Первый Коран относится ко времени халифа Усмана, жившего в те времена, когда Мухаммад уже давно умер.
 
Главная книга мусульман - Коран / @Arfa Zhafran

Главная книга мусульман – Коран / @Arfa Zhafran

 
После смерти пророка проходит несколько десятилетий, и ислам начинает делиться на течения, которые в свою очередь переходят в политическую плоскость. Поэтому появилась необходимость в едином для всех верующих своде. Собираются все письменные и устные источники. Написанный еще при Усмане, Коран в неизменном виде дошел до наших дней.
Однако основ Корана не хватало для того, чтобы полностью обеспечить общество религиозно-правовыми нормами. Тогда появляется второй по значимости источник слова божьего для мусульман — хадисы. Слово хадис в переводе означает предание. Хадисом считается предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Сумма хадисов образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман основой шариата. Уже позже формируются отдельные традиции права и отдельные трактовки Корана и Хадисов, которые в той или иной степени опираются на разные сборники. Эти ответвления ислама в определенный момент достигают такого апогея, что появляется значительное количество правоведческих и религиозных школ, каждая из которых несет определенную традицию.
 
– Расскажите о главном языке мусульман — арабском. В чем его уникальность?
 
– Арабский язык невероятно сложен и красив. А если ты красиво пишешь на арабском — это уже считается богоугодным делом. Арабский язык для мусульман — это дар божий, поэтому только на нем могут распространяться Коран и хадисы.
 
Арабский язык сплетается с арабской культурой настолько прочно, что без знания языка значительная часть культурного наследия мусульман становится недоступной.
В арабском языке долгое время не было разницы между словом каллиграфия и письмом. Хороший рукописный текст на арабском — это облаченный в речь орнамент, которым можно любоваться вечно: он выверен до миллиметра. Арабский язык относится к консонантным языкам (имеющим систему согласных в языке — NS), и в этом он схож с ивритом. В основном арабский язык записывается согласными, в то время как гласные читатель должен расставлять в голове сам.
 
– Откуда произошла арабская письменность?
 
– Арабскую письменность можно связать с образованием Лахмидского царства в IV веке. Первый Коран написан шрифтом хиджази. Чуть позже арабская письменность находит себя в куфическом шрифте, которым, скорее всего, были написаны первые Кораны.
 
Арабская вязь / @Colm McMullan

Арабская вязь / @Colm McMullan

 
Ислам развивается, а поскольку на момент его написания еще не существовало печатных станков, появляется необходимость переписывания Корана. А Коран нужно переписывать красиво, потому что это лучшее, что существует в мире для мусульманина. Арабская письменность распространяется далеко за пределы своего ареала: в Северную Африку, Среднюю Азию, Европу и т. д. Носителями арабского языка становятся не только арабы, но и местное население, у которых до этого был свой язык. И для того, чтобы исключить ошибки в различных документациях, появляется обозначение тех самых трех гласных, о которых я говорил. Помимо этого, необходимо, чтобы и буквы писались всегда одинаково, потому что это вязь, и если у каждого будет свой почерк — его просто не поймут. Как я уже сказал, писать по-арабски — это служение богу, поэтому писать нужно красиво. А куфическое письмо, которым в те времена переписывались Кораны, это хоть и большая, динамичная письменность, которая увлекает своей высотой и осанкой, но все равно, если можно так выразиться, является немного «неприрученной».
 
C IX века начинают появляться разработанные куфические шрифты. Каллиграф Ибн Мукла разрабатывает шрифт под названием насх — основной и самый распространенный на сегодняшний день шрифт для записи большинства языков использующих арабский алфавит. Насх — это идеально сбалансированный почерк.
 
В арабском шрифте действуют законы строгих пропорций. По большей части они задаются двумя параметрами: размер точки и размер алифа — первой буквы арабского алфавита. Точка определяет ширину линии любой буквы, а алифа задает дополнительные параметры. То есть одни элементы букв зависят от других, рядом стоящих. Арабское письмо — это настоящее искусство. С одной стороны, такой подход, казалось бы, почти не допускает индивидуального почерка, с другой — у каждого каллиграфа он все равно есть, так что это свобода в строго заданных рамках. И уровень мастерства, видимо, заключается в том, насколько ты можешь выразить себя, находясь в зависимости от этих жестких правил.
Помимо насха популярным шрифтом в мусульманском мире является насталик. Этот почерк получил распространение в персидском и индийском мире. От насха он отличается немного смещенными пропорциями.
 
Кроме насха и насталика существует и так называемая большая шестерка почерков. Все это количество шрифтов формирует разнообразие арабской письменности, и каждый из них используется для определенной цели. Для написания основных текстов используется насх или насталик, для заглавий книг — сульс, существуют специальные акцидентальные шрифты и т. д.
 
Несмотря на то, что арабская письменность обслуживает, прежде всего, язык, а не религию, она всегда ассоциируется с исламом. Для нас, европейцев, она всегда неуловимо связана с основами восточной стати — это трепетное отношение к тексту и письму, как к богоугодному делу. Зачем столько внимания уделяется правильному написанию букв? В этом есть не только красота, но и глубокий смысл — тренировка смирения. Молиться пять раз в день или учиться правильно писать по-арабски — труд сопоставимый.
 
Редакция выражает благодарность Государственному Музею истории религии за содействие в написании материала.
 

Источник

Это также будет Вам интересно:
iMag.one - Самые важные новости достойные вашего внимания из более чем 300 изданий!